О государственной поддержке инновационной деятельности


О государственной поддержке инновационной деятельности
Организация: ДМЭФ
Дата: 18 Июля 2011

Доклад Андрея Олейника - Заместителя начальника управления инновационного развития и инфраструктуры Федеральное агентство по науке и инновациям.

Панельная дискуссия (круглый стол) №3
«Инновации, человеческий капитал, партнерство»
9 сентября 2009 г.

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ ФЦП

Уважаемые участники заседания!

Задачами Роснауки в соответствии с положением об Агентстве являются эффективное использование финансовых средств, выделяемых из бюджета на функционирование и развитие национального научно-технического комплекса, обеспечение условий непрерывности и сбалансированности процесса создания инноваций от стадии фундаментальных исследований до их рыночной реализации, а также формирование и поддержка адекватной среды для осуществления в стране научно-инновационной деятельности.

Работа Агентства направлена в конечном счёте на выполнение подхода, провозглашённого Президентом РФ Д.А.Медведевым, и закреплённого Правительством в виде концепции 5И – Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации, Интеллект.

Механизмом реализации государственной научно-инновационной и региональной политики Агентства являются федеральные целевые программы. Главными принципами работы Агентства являются системный подход в решении задач, стоящих перед Роснаукой, и скоординированность в проведении с регионами мероприятий.

В 2008 году продолжился рост объема как бюджетных, так и внебюджетных средств, идущих на поддержку инновационного развития по всем федеральным округам, по всем регионам Российской Федерации. В 2008 году созданы дополнительно к 62 действующим 13 центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Государство вложило более 3 млрд. рублей в оснащение приборного парка, что позволило заметно повысить эффективность проведения поисковых исследований и разработок. В 75 ЦКП сконцентрировано около 2500 единиц оборудования, общая стоимость которого составляет более 11 млрд. рублей.

Роснаукой обеспечен доступ к научному оборудованию, в результате чего увеличилось количество публикаций в ведущих научных изданиях, количество дипломных работ и диссертаций молодых исследователей, число организаций – пользователей научным оборудованием сети центров достигло 467.

Недавно Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначил стратегические приоритеты развития нашей страны. Среди них, как видно на слайде, стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения. В рамках федеральных целевых программ этот приоритет реализуется в ходе мероприятий 1.4, 2.4 и 5.1.

В ходе реализации приоритетного направления «Информационно – телекоммуникационные системы» решены следующие задачи:

- обеспечен доступ для организаций к наиболее актуальным, но не представленным в России информационным ресурсам;
- разработаны новые системные проектные решения по обеспечению технологического развития национальной компьютерной сети науки и высшей школы;
- обеспечен доступ российских организаций в международные научно – образовательные сети GEANT, NORDUnet и др., а также к ресурсам международного трансконтинентального кольца GLORIAD.
- осуществлена разработка документации, подготовка производства и выпуск образцов суперкомпьютеров СКИФ.

В частности, суперкомпьютер «СКИФ – МГУ», установленный в Научно – исследовательском вычислительном центре МГУ имени М.В. Ломоносова, занял 36– е место в 31–й редакции списка 500 наиболее мощных компьютеров мира «Тор500».

В 2005-2006 годах Роснаука оказывала государственную поддержку развитию системообразующих элементов инновационной инфраструктуры: технологической, консалтинговой, финансовой, системе подготовки кадров для инновационной деятельности, информационно-коммуникационной инфраструктуре, системе коммерциализации технологий и продвижения на рынки.

Всего в рамках государственной поддержки было создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры по всем регионам России.

Вместе с развитием технологической инфраструктуры осуществлялась поддержка венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользования и других видов инфраструктуры. Все это позволило активизировать создание малых инновационных предприятий и их развитие на системной основе.

К сожалению, в действующей ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» Роснаука лишена возможности поддерживать и в должной мере развивать инфраструктуру инновационной деятельности в регионах России.

Роснаука уделяет большое внимание поддержке и развитию малого предпринимательства в научно-инновационной сфере. Так, в 2008 году 406 организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, принимали участие в реализации мероприятий Программы. Ими было подано 576 заявок на участие в конкурсах, в том числе 399 заявок подано на участие в конкурсах, объявленных исключительно для субъектов малого предпринимательства. По итогам конкурсов заключено 92 контракта на сумму более 185 млн. рублей.

В настоящее время все еще остается низкой инновационная активность предприятий, в том числе в отраслях высоких переделов. Достаточно остро стоит вопрос перехода от стимулирования предложений на инновации к стимулированию спроса на них. Решение мы видим, в частности, в развитии различных форм государственно - частного партнерства (ГЧП) в сфере науки и инновационной деятельности.

Ведущая роль в налаживании четкой работы механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере принадлежит важнейшим инновационным проектам государственного значения. Всего на финансирование пяти проектов в 2008 г. государством направлено 7,5 млрд. руб., со своей стороны промышленность, бизнес-структуры вложили чуть меньше 7,04 млрд. руб. Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет созданных передовых технологий в минувшем году составил 15,3 млрд. руб.

Работа с бизнес – сообществом велась в рамках мероприятий ФЦП по 55 контрактам. Среди инициаторов ОКБ «Титан»; ОАО «Ситроникс»; ООО «ХимРар»; Газпромбанк и другие. Контракты пока не завершены. На Слайдах 12 и 13 приведено выполнение программных индикаторов. Замечу, что в связи с экономическим кризисом объем внебюджетных средств выполнен только на 93%.

Это вынудило Роснауку в прошедшем году расторгнуть три контракта с участием бизнес–сообщества, а в настоящее время приостановить финансирование ряда проектов. Агентство ведет кропотливую работу с представителями бизнес–сообщества по отработке механизмов ГЧП.

Важнейшей особенностью 2008 г. стал запуск ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», второй по объему финансирования из ФЦП Роснауки (4,786 млрд. руб. в 2008 году). Программа ориентирована на создание соответствующих элементов инфраструктуры (информационных, образовательных, метрологических и др.), необходимых для успешного решения задач в области нанотехнологий. Программа успешно стартовала, ее целевые индикаторы и показатели по итогам 2008 г. в части Роснауки выполнены.

Основной задачей всех проектов, финансируемых через государственные контракты, является модернизация существующих высокоскоростных информационных телекоммуникационных сетей в части программного обеспечения, устойчивый допуск российских пользователей из числа ученых и исследователей к специализированным международным информационным ресурсам, создание сети ГРИД национальной нанотехнологической сети, обеспечение интеграции баз данных по основным направлениям развития нанотехнологий и обеспечение информационной безопасности ННС.

Наглядным итогом работ по информационному обеспечению ННС, и в первую очередь ее научно-исследовательского и образовательного сегментов, стал Федеральный интернет-портал «Наноиндустрия и наноматериалы», создаваемый в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» http://portalnano.ru. Презентация портала прошла 4 июня в медиа-центре «Известий». Предполагается, что он должен стать не только специализированной коммуникационной площадкой участников ННС, но главным интернет-ресурсом в этой сфере, содержащим достоверную информацию, в том числе информацию федеральных органов власти, о развитии наноидустрии в России.

Хочу обратить внимание на общую проблему – это низкая правовая культура в сфере правовой охраны, учета и использования объектов интеллектуальной собственности. В силу различных причин утрачены патентно-лицензионные службы 5 в организациях. А созданная сеть патентных поверенных недоступна из-за дороговизны не только малым предприятиям, но зачастую и государственным.

Роснаука организовала на основе контрактов работу в 49 регионах России, направленную на методическое и патентно-правовое обеспечение государственной поддержки введения в гражданской оборот результатов интеллектуальной деятельности. Для обеспечения эффективного выполнения работ по контрактам 27- 28 февраля 2009 года Роснаука провела совещание по координации патентно- лицензионной деятельности, поддерживаемой в регионах России.

В текущем году Роснаука начала реализацию еще одной федеральной целевой программы: «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Актуальность этой ФЦП можно оценить уже по количеству поданных заявок: 2262 по всем направлениям. Наибольшее число заявок было подано по направлению технические науки – 1188. только по направлению (40% всех лотов), в рамках которого уже определены 153 победителя, с которыми будут заключены контракты на общую сумму 1,977 млрд. рублей. Средний конкурс составил 7,8 заявок на 1 контракт, причем по отдельным областям знаний («Обработка, хранение, передача и защита информации», «Создание интеллектуальных систем навигации и управления») конкурс доходил до 15-16 заявок на проект. Стоит отметить, что по лоту «Нанотехнологии и наноматериалы» было подано 164 заявки на 18 проектов. Меньшая активность отмечена по высокотехнологическим секторам экономики и естественным наукам – в среднем около 4 заявок на 1 контракт (минимальное значение 1,7 максимальное – 11,5 заявок на контракт).

Значимость ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» особо возрастает в условиях финансового кризиса. С учетом сложившегося уровня оплаты в научном секторе объем финансирования Программы позволяет в эквиваленте полной занятости создать более 5,5 тысяч рабочих мест в сфере научных исследований. При этом по условиям программы минимальное количество молодых исследователей составит 4,5 тысяч (реальное число молодых исследователей получивших поддержку в рамках данного мероприятия будет значительно выше и будет подсчитано после подведения итогов по всем очередям). Это позволит в сложившихся условиях сохранить преемственность поколений и создать кадровый потенциал как для исследований, так и для высокотехнологичной промышленности. Кроме того, это позволит использовать заделы по научным разработкам, созданным ранее в рамках других федеральных целевых программ.

ФЦП «Кадры» должна стать одним из важных механизмов эффективной интеграции России в глобальную инновационную систему. Впервые предпринимаются попытки реализации сотрудничества с российской научной диаспорой на государственном уровне.

Хотел бы призвать представителей региональной науки активнее принимать участие в формировании тематики научных исследований и в конкурсах на проведение работ, финансируемых в рамках федеральных целевых программ.

В заключение позвольте перечислить некоторые результаты, полученные Роснаукой в 2008 году при решении задачи технологического развития экономики России:

1. Вклад в развитие научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Результат: 19 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет.

2. Реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Результат: объем выпуска дополнительной новой и усовершенствованной продукции – 10 млрд. рублей. При этом объем экспорта этой продукции – 1,3 млрд. рублей, создание 3,5 тысяч мест для высококвалифицированных работников.

3. Консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно- технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы. Результат: объем финансирования НИОКР и проектов коммерциализации технологии по тематике, предлагаемой бизнес сообществом, составит 1,55 млрд. рублей из федерального бюджета и 2,39 млрд. рублей из внебюджетных источников.

4. Обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ. Результат: количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследование и разработок, – 2,11 тыс. человек.

5. Развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Результат: в выполнении НИОКР в рамках ФЦП участвуют в качестве исполнителей более 50 и соисполнителей – более 38 высших учебных заведений.

Вопросы перевода экономики на инновационный путь развития неоднократно обсуждались на разных уровнях. При этом высказываются единодушные одобрения необходимости ускорения этого процесса, принимаются правильные резолюции о том, ЧТО надо делать. Значительно важнее знать, КТО и КАК это будет делать. И почему не получается.

Выскажу тривиальный ответ на два самых главных русских вопроса: кто виноват и что делать. Во всем, происходящем со страной и с нами, виноваты мы сами. Что делать? Отдавать себе в этом отчет. И работать на всех уровнях, чтобы изменить ситуацию к лучшему. На своем уровне коллектив Роснауки делает и будет делать всё, чтобы обеспечить существенный вклад в развитие научно-технической, инновационной и производственной сфер Российской Федерации.

 
Текст сообщения*
:D :) :( :confuse: 8) :oops: :cry: :evil: ;) :idea:
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение