Стратегические приоритеты развития Дальнего Востока и Забайкалья


Стратегические приоритеты развития Дальнего Востока и Забайкалья
Организация: ДМЭФ
Дата: 19 Июля 2011

Доклад Сергея Юрпалова (до октября 2010г. - заместителя министра регионального развития Российской Федерации)

Выступление на Пленарном заседании
четвертого «Дальневосточного международного экономического форума»
8 сентября 2009 г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Уважаемый президиум! Уважаемые участники и гости Форума!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов форума за высокий уровень подготовки мероприятия. Преодоление кризиса через развитие, через реализацию значимых для Дальнего Востока и Сибири стратегических инициатив – это путь сильных, уверенных в успехе людей.

В настоящее время в Российской Федерации формируется целостная система стратегического управления. Важное место в ней занимает стратегическое планирование.

Хочу доложить участникам форума, что Министерством регионального развития Российской Федерации внесена в Правительство Российской Федерации на утверждение Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.

Целевые индикаторы Стратегии соответствуют целевым параметрам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и это принципиально важно. Говоря морским языком, - а я думаю в Хабаровске об этом вполне уместно сказать - кризис изрядно потрепал такелаж, но не лишил команду желания дойти до цели.

Этот документ явился результатом нашей с вами совместной работы, поскольку создавался в тесном взаимодействии с профильной Государственной комиссией, возглавляемой первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Ивановичем Шуваловым, субъектами Российской Федерации, региональными отделениями Российской академии наук, полномочными представителями Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, руководством системообразующих компаний в соответствии с их инвестиционными программами.

Стратегия корреспондируется с такими базовыми отраслевыми документами, как Энергетическая стратегия, Стратегия развития транспорта, стратегия развития лесного комплекса, рыбохозяйственного комплекса и рядом других документов, образующих каркас ранее принятых стратегически важных решений.

Внесенный документ согласован федеральными органами исполнительной власти.

Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона определено формирование развитой экономики и комфортной среды проживания населения, достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Реализация крупных инвестиционных проектов призвана создать новые рабочие места и обеспечить достойный уровень доходов.

Убежден: не столько преференции и различного рода механизмы вспомоществования, сколько придание инвестициям дальневосточного, сибирского вектора будет способствовать решению геополитической задачи не только закрепления, но и привлечения экономически активного население в этот регион.

Для реализации крупных инвестиционных проектов стратегия предусматривает использование конкурентных преимуществ Дальнего Востока и Байкальского региона. Это выгодное экономико-географическое расположение в Азиатско- Тихоокеанском регионе, кратчайшие транспортные маршруты Восток - Запад, огромные запасы природных ресурсов, наличие протяженного морского побережья и внешней границы как возможности для приграничного сотрудничества, а также наличие уже сформированной "базовой" портовой инфраструктуры, привлекательных туристических активов и близость к крупнейшим мировым рынкам.

И, конечно же, человеческий потенциал. Здесь, на Дальнем Востоке, в Забайкалье, проживает особая формация людей, которых трудности только закалили, сделали их сильнее. А результаты труда таких людей обычно на порядок выше, чем в тех местах, где жизнь проще.

В рамках реализации Стратегии предстоит нарастить использование конкурентных преимуществ высшего порядка, задействовать недоиспользованный экономический потенциал, включая возможности формирования региональных экономических специализаций, а также повысить эффективность использования научного потенциала.

Дальневосточный федеральный университет, Байкальский центр нанотехнологий в Иркутске, Восточно-Сибирский научно-образовательный комплекс в Улан-Удэ, другие образовательные центры в интеграции с Дальневосточным и Сибирским отделением РАН способны, я полагаю, сформировать эффективный механизм генерации инноваций, генерации бизнеса в инновационной сфере.

Стратегией определены основные отраслевые приоритеты и меры по их поддержке. Важным направлением развития станет машиностроение, включая судостроение и создание совместно с иностранными компаниями сервисных судоремонтных производств

Не менее значимым представляется строительство платформ добычи нефти и газа на шельфе, а также авиастроение, к примеру, производство самолетов Суперджет-100 в Хабаровском крае. Хорошие перспективы у производства оборудования для добывающих отраслей, малой энергетики, высокотехнологичной продукции и материалов для создания космической техники.

Среди отраслевых приоритетов - химическая промышленность. Стратегией предусматривается реализация ряда комплексных проектов создания газохимических и газоперерабатывающих производств в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), на юге Приморского края, Амурской, Сахалинской областях на основе формирующейся трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Данные производства имеют значительный экспортный потенциал с ориентацией на страны АТР, рынки США и Канады.

Увеличение глубины переработки добываемых полезных ископаемых должно стать основным вектором реализации Стратегии. Прежде всего, это касается добычи и обогащения угля, углехимии, добычи и переработки железных руд и руд цветных металлов. В Иркутской области планируется создание Международного центра по обогащению урана.

Более эффективно должен использоваться один из главных ресурсов территории - лес. Основные инвестиции в этой сфере должны быть направлены на увеличение глубины переработки древесины и производство продукции с высокой добавленной стоимостью в Амурской, Иркутской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморский краях, Якутии.

В агропромышленном комплексе
приоритетом станет обеспечение продовольствием как населения региона, России, так и производство пшеницы, сои и продуктов ее переработки для Азиатско-Тихоокеанского рынка. Планируется создание дальневосточного зернового коридора, а также стимулирование частных инвестиций в создание мощных отгрузочных терминалов.

Для решения задач рыбохозяйственного комплекса важное значение имеет развитие отечественного рыболовецкого флота и соответствующей береговой инфраструктуры, что позволит значительно увеличить число занятых и способствовать обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации в целом. В этом году лосося выловили 474 тыс. тонн. Это абсолютный рекорд, начиная с 1908 года. Сказались и принимаемые Правительством Российской Федерации меры по борьбе с браконьерским промыслом, охране морских биоресурсов. Это принципиально важный сдвиг в ключевой для Дальнего Востока отрасли.

Стратегией предусмотрено создание зон опережающего экономического роста рыбохозяйственной специализации, включая их инфраструктурное обеспечение, а также механизмы сопряжения отрасли с рынками европейской, центральной части страны.

Для реализации отраслевых приоритетов необходимо создание эффективно действующей энергетической и транспортной инфраструктур. Развитие энергосистем планируется направить на обеспечение энергетической безопасности территории и устранение инфраструктурных ограничений экономического развития, обеспечить бесперебойное энергоснабжение удаленных территорий. Запланирован ввод Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2. В целях энергообеспечения объектов трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» планируется обеспечить энергоснабжение на участке Тайшет – Сковородино.

Необходимо отметить, что в ходе разработки Стратегии потребовался ряд отраслевых совещаний для выработки согласованных подходов участников 5 энергетического рынка, включая определение видов вновь создаваемых генерирующих мощностей.

Новой отраслью экономики Камчатки станет газовая промышленность. Газпром в 2010 году планирует реализовать 1-ю очередь проекта газоснабжения Камчатского края с переводом на газ ТЭЦ-2 г. Петропавловска-Камчатского.

Перспективное развитие отрасли связано с освоением ресурсов на шельфе Западной Камчатки. Имеются предпосылки для создания еще одного центра производства сжиженного природного газа, что станет новым импульсом развития Камчатки, сделает структуру её экономики более диверсифицированной. В результате запланированных мероприятий к 2025 году большинство теплогенерирующих мощностей Камчатки, включая малую энергетику в сфере ЖКХ, планируется перевести на местные энергоносители.

Реализация инвестиционных проектов и рост экономики на Дальнем Востоке потребуют надежного энергоснабжения, которое в результате должно возрасти к 2025 году более чем вдвое.

В рамках развития транспортной системы предусмотрено увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали, снятие существующих ограничений движения. Объем перевозок железнодорожным транспортом должен увеличиться к 2025 году в 1,7 раза. Завершится строительство автодороги Чита-Хабаровск, что свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны. Реконструкция дороги Хабаровск – Владивосток увеличит возможности внешней торговли. Завершится строительство автодороги «Вилюй» до Якутска.

Развитие ледокольного и транспортного флота, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания Северного морского пути позволит обеспечить круглогодичное сообщение со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо- Восточной Азии. Полноценная круглогодичная эксплуатация Севморпути послужит дальнейшей интеграции экономики арктических регионов Дальнего Востока в международное экономическое пространство, создаст новый экономически выгодный международный транспортный коридор.

Одним из факторов, повышающих экономическую активность региона, является проведение саммита АТЭС в 2012 году в г. Владивостоке, являющегося частью 6 комплекса мер по созданию центра российского политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЭС – это не трехдневные показательные выступления перед иностранными партнерами, это, прежде всего, долговременная площадка для развития всестороннего сотрудничества. Здесь планируется создать всю необходимую инфраструктуру, которая придаст серьезный импульс развитию городу, улучшит жизнь горожанам.

Особое внимание в проекте Стратегии уделено формированию зон опережающего экономического роста, создание которых предусмотрено во всех субъектах Дальнего Востока и Байкальского региона. В зоне опережающего экономического роста «Южная Якутия» будет сформирован крупный промышленный район, связанный с глубокой переработкой полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд и других). На территории Забайкальского края выделяется Забайкальская индустриальная зона, где планируется развивать Забайкальский и Чарский горно- металлургические комплексы; деревообрабатывающую промышленность, строительную индустрию, а также мясное скотоводство. Северо-Сибирский индустриальный пояс станет связующим звеном проектов пространственного развития, таких как Нижнее Приангарье (Красноярский край), Южные территории Республики Саха (Якутия), Забайкалья (Республика Бурятия и Забайкальский край). Будущая специализация Северо-Сибирского индустриального пояса связана с развитием обрабатывающих производств – производства стали и готовых металлических изделий, товаров народного потребления, газо- и нефтепереработки, а также с освоением железорудных, медно- никелевых, золоторудных месторождений и глубокой переработкой древесины. Биоресурсный кластер Авачинской агломерации (Камчатский край) будет формироваться на основе традиционной специализации региона - добыче и переработке рыбы.

Проект Стратегии предусматривает, что начнет выполнять свою стратегическую роль Байкало-Амурская магистраль. Ее развитие, позволит поддержать перспективные грузопотоки со вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля, в центральную Россию и на экспорт в страны АТР. На 7 участках тепловой тяги планируется осуществить переход на электрическую. Предусмотрено решение социальных проблем бамовцев, в частности отселение из ветхого и аварийного жилья.

Социальная сфера, развитие жилищного строительства, создание опорной структуры поселений являются важнейшим направлениями предложенной Стратегии. Предусмотрена реализация целого ряда стратегических инициатив, включая создание опытных площадок для развития малоэтажного индивидуального строительства жилых домов с использованием местных стройматериалов, с высоким уровнем энергоэффективности и экологической безопасности.

Важным инструментом региональной политики являются программы и проекты приграничного сотрудничества с сопредельными государствами, а также программы, проекты межрегионального взаимодействия.

Минрегион России разработал дополнительный раздел проекта Стратегии «Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с северо- восточными провинциями Китая и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими странами Северо-Восточной Азии» который направлен на использование соседства с развитыми экономиками в интересах России: для развития реального сектора региональных экономик, активного привлечения инвестиций в создание современных, в том числе высокотехнологичных, производств и расширение взаимодействия за счет развития неторговых форм сотрудничества, обеспечения достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Крупнейшим партнером на этом направлении является Китай. С ним заключено более 70 соглашений по линии субъектов Российской Федерации. Активное стимулирование внутреннего спроса китайскими властями формирует дополнительные благоприятные условия для продвижения российской продукции не только в сырьевой сфере, но и в промышленности, сельском хозяйстве и на рынке услуг. Это требует согласованных действий всех приграничных субъектов Федерации и федеральных органов исполнительной власти для стимулирования участия Китая в создании на российской территории производств, направленных на удовлетворение потребностей государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для развития Дальневосточных регионов, в том числе в сфере внешнеэкономического сотрудничества, необходимо повысить конкурентоспособность производимых товаров и услуг, доработать и обновить нормативно-правовую базу, в частности в сфере налоговой и таможенно-тарифной политики для предприятий по освоению выпуска новых видов конкурентоспособной инновационной продукции, осуществления сертификации производимых товаров и услуг; специализации и диверсификации промышленного комплекса для перехода от сырьевой направленности к высокотехнологичной.

Совместная реализация крупных проектов будет способствовать укреплению отношений регионов Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области со странами Северо-Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанского региона, а также иметь важное политическое и экономическое значение для Российской Федерации.

Основным инструментом реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона являются федеральные целевые программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», а также «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».

В настоящее время ведется корректировка ФЦП«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». В перспективе планируется продление сроков действия программы до 2018 года с увеличением объемов финансирования из федерального бюджета, а также включение в состав субъектов, в которых реализуется программа, Иркутской области.

Кроме того, Минергионом России прорабатывается предложение Президента Республики Саха (Якутия) по приведению временного периода действия Программы социального и экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья в соответствие со сроком действия Стратегии, то есть, до 2025 года.

Основным финансовым ресурсом должно стать государственно-частное партнерство. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование ограниченных бюджетных средств, не позволяют осуществлять масштабные проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности территорий.

Говоря об эффективности Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на 9 период до 2025 года в целом, отмечу, что ее реализация приведет к решению основной геополитической задачи - закреплению населения на Дальнем Востоке, поскольку создаст экономический фундамент для достойной оплаты труда и повышения комфортности жизни людей.

Подчеркну: средства, затрачиваемые в ходе реализации стратегии, пойдут именно на создание такого фундамента, а не на преференции отдельным предприятиям и денежные подачки, в которых Дальний Восток России не нуждается.

Что касается конкретных цифр: к 2025 году существенно возрастет инвестиционная активность. Объем инвестиций в расчете на душу населения будет превышать среднероссийский уровень в 2,2 раза.

Также, реализация Стратегии позволит обеспечить темпы роста суммарного ВРП Дальнего Востока и Байкальского региона на 0,5 процентных пунктов выше среднероссийских значений уже с 2011 года. В приграничных территориях ожидаются более высокие темпы роста душевого ВРП, при одновременном увеличении в целом по территории Дальнего Востока и Байкальского региона численности населения, составляющего в настоящее время около 11,5 миллионов человек, на 2,5-3 млн.

Иными словами, Дальний Восток и Сибирь будут в числе важнейших стратегических приоритетов региональной политике государства.

В этой связи, несколько слов о самой региональной политике, о том, как Министерство видит ее новую парадигму.

На наш взгляд, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления по созданию условий и предоставлению возможностей для полной реализации конституционных прав и свобод граждан независимо от места их проживания на территории Российской Федерации и составляет суть региональной политики.

Образно говоря, если для соблюдения избирательного права гражданина, живущего в труднодоступной, удаленной местности, необходимо послать вертолет с членами избиркома и урной для голосования, то равным образом органы государственной власти и местного самоуправления должны заботиться о соблюдении экономических и прочих конституционно закрепленных прав и свобод этого гражданина. Ликвидация «транспортной дискриминации» населения 10 территории - один из способов такой заботы, составная часть региональной политики.

Требуется обеспечить равнодоступность публичных услуг для всех без исключения граждан, в какой бы географической точке страны, в каком бы населенном пункте они не проживали, гарантируя тем самым соблюдение их законных прав и интересов, обеспечивая фактическое равенство в правах, так называемую «территориальную справедливость» (термин, введенный в оборот в 1968 г. английским ученым Б.Дейвисом)

Независимо от особенностей территории, на которой живет человек, уровень и качество его жизни должны быть не ниже минимального социально приемлемого уровня, и никакие территориальные детерминанты не могут служить основанием «поражения» человека в его правах на достойную жизнь, комфортную среду обитания. Требуется сформировать условия не просто для гарантированного выживания, а для развития человеческой личности посредством комплексного, сбалансированного развития территорий.

В то же время, региональная политика не может не учитывать многонациональный, полиэтнический состав населения страны с присущими для него различиями жизненных укладов, традиционных видов деятельности, способов природопользования, особенностей культуры и быта населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить людям соответствующие возможности для сохранения этого удивительного и уникального многообразия, в котором, на самом деле, не слабость, а сила России. Министерство уделяет данному направлению региональной политики особое внимание, и именно такой подход заложен в Стратегии.

Подводя итог сказанному, отмечу, что именно на Дальнем Востоке могут появиться многочисленные инновации в области производства и бизнеса, новые механизмы взаимодействия предпринимателей и власти, здесь можно ждать реальных и быстрых прорывов.

Уверен, что уже в среднесрочной перспективе жить на Дальнем Востоке станет престижно, а его развитие станет мощным фактором нового качества экономического роста России.

Благодарю за внимание!

Цитировать Имя
Алексей, 09.08.2019 02:23:55
Перезвоните мне пожалуйста 8(904) 332-62-08 Алексей.
 
Текст сообщения*
:D :) :( :confuse: 8) :oops: :cry: :evil: ;) :idea:
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение